Уэмбли (43)

1800 лет главной ареной планеты был Колизей. Но потом появился Уэмбли.

Скайдайвинг, бэйсджампинг, серфинг у побережья Австралии в кишащем акулами океане и общение с налоговой смело можно отнести к экстремальным развлечениям. Они требуют хладнокровия, самоконтроля, авантюрности, прекрасной психо-физической подготовки и привычки к избытку адреналина. Однако любители поплавать рядом с акулами и знать не знают, что есть нечто на порядок более богатое адреналином и к тому же растянутое во времени. Это (вдохните) генеральный подряд. И не только у нас. Везде. Не верите? Читайте дальше. 

 

Глава 1. Долго ли живут строительные рекорды?

Строительная индустрия богата рекордами. Раньше эти рекорды держались подолгу, и бить их никто не решался. Но потом дело пошло быстрее, и соревнование генеральных подрядчиков стало делом гораздо менее предсказуемым, чем было когда-то. 

Пирамиды в Гизе оставались высочайшими сооружениями планеты почти до появления Эйфелевой башни. Страшно подумать, но рекорд продержался 4600 лет: возраст пирамид определили радиоуглеродным анализом. 

Колизей оставался вместительнейшим амфитеатром планеты до появления стадиона Уэмбли. Рекорд продержался 1800 лет.

Далее время потекло быстрее, и рекорды стали недолговечными. Эйфелева башня сохраняла чемпионство до возведения в Манхэттене Chrysler Building  в 1928 году.

Полутора годами позже рекорд перехватил небоскреб Empire State Building (102 этажа, 448 м;  неплохо для 1930 года).  Рекорд Empire State продержался до 1971 года, когда высочайшим зданием планеты стала одна из башен-близнецов WTC в Нью-Йорке, простоявшая до атаки 11  сентября 2001 года.

Затем соревнование переместилось в Азию, и высоты 500-600 м были оккупированы китайскими строителями. Не остались в стороне и аравийские монархии: небоскреб Burj Khalifa в Дубаи высотой 828 м пока держит мировой рекорд, но архитектор Эдриан Смит недолго сидел без работы: вдогонку бежит еще один шедевр нео-футуризма – Kingdom Tower в Джидде высотой более 1000 м.

 

Kingdom Tower Уэмбли-2

Саудовская Аравия вообще славится причудливыми проектами: на средства Фонда короля Абдулазиза в Мекке соорудили семейство небоскребов Abraj Al-Bait с центральным зданием в виде часовой башни высотой в 602 м. Изначально башня анонсировалась как высочайшая на Аравийском полуострове (734 м), но затем концепция изменилась.

Помимо часов, в здании располагаются отель Fairmont, музей и обсерватория. Диаметр циферблата – 73 м, так что если вам срочно нужно узнать, который час, вы знаете, куда обращаться. Для возведения квартала коммерческих зданий в стиле позднего Кирпы (в стране, не изобилующей памятниками старины) безжалостно снесли крепость Аджад, благополучно простоявшую с 1780 года.  Генеральным подрядчиком проекта выступила группа компаний, принадлежащая разноплановой семье Бин Ладен.

 

Уэмбли (6)

Комплекс Abraj Al-Bait в Саудовской Аравии

 

Но если с башнями все относительно просто (их измеряют в высоту), то с аренами так нельзя. В этом чемпионате много номинаций: крытые, открытые, со стационарными зрительскими местами, расширяемые, концертные, футбольные, бейсбольные, многофункциональные. 

 

Глава 2. Озеро на арене на месте озера.  Не верится, но правда.

Колизей (оригинальное название – «Амфитеатр Флавия») с его пятьюдесятью тысячами зрителей (по некоторым источникам – до восьмидесяти четырех тысяч) подходил бы под определение частично крытой многофункциональной арены без выкатного поля и со сдвижной крышей.  Там устраивали бои гладиаторов друг с другом, гонки колесниц (а-ля NASCAR, но с большим количеством жертв и травмированных), бои зверей с гладиаторами и даже водные бои (арена заполнялась водой).

 

Колизей-Уэмбли (2)

 

Многое звучит как сказка, однако при некотором изучении сказка становится правдивой историей.  Идея строительства мега-арены, не похожей на греческие амфитеатры, была подсказана в первом веке н.э. императору Веспасиану, пришедшему к власти на смену Нерону.

Идея состояла в том, чтоб сделать зрелища доступными как можно большему числу зрителей. Кроме того, задача была сугубо пропагандистской – собрать всю знать и до десяти процентов населения Рима на одной площадке для показа кровавого шоу о могуществе императора и необъятности империи. Кроме того, Веспасиан планировал создать монархическую династию, и новое чудо света должно было носить новомонархиеческое имя Флавиев (Веспасиана и его сына Титуса).

Для начала нужно было тщательно выбрать место. Место должно было быть в центре Рима, где места уже тогда не было совсем. Вопрос решили с размахом: под стройплощадку был снесен Золотой дворец Нерона. А еще дворец находился на берегу озера, которое было приказано осушить.

Сказано – сделано: озеро было окружено обводным каналом, уровень которого был ниже уровня дна озера (примерно 8 м глубиной).  Далее канал соединили с городской канализацией Cloaca Maxima, устроили шлюз и воду озера постепенно слили в Тибр.  Поскольку потоки, наполнявшие озеро, никуда не делись, закрытием шлюзов на канале можно было легко направить воду в чашу арены, превратив ее в глубокий искусственный водоем, а затем снова слить в канализацию. Так что загадка морских боев на Колизее вроде как решена.

В ходе реконструкций арену накрыли огромным деревянным помостом, под которым соорудили зверинец. Зверей на арену поднимали огромными лифтами (да, лифтами). Поскольку лифтов и люков в деревянном помосте было множество, зрители и гладиаторы не знали, какой зверь откуда выбежит, так что интрига шоу сохранялась бесконечно.

Зверей привозили из Северной Африки: многие зрители и не догадывались о существовании обезьян, слонов, бегемотов, крокодилов, тигров и львов, и появление диковинного зверя из-под помоста приводило толпу в экстаз.  Такой себе кровавый цирк и зоопарк с убитыми монстрами.

Кстати, и гладиаторы в массе своей были плененные нубийцы, так что темнокожие и прочие бойцы тогда уже работали по ведомству пропаганды империализма.

Крытой арену делали паруса, натянутые на канаты, прокинутые между сотнями мачт, воткнутых по периметру верхнего яруса.

Наклон трибун в 30 градусов обеспечивал превосходный обзор арены со всех зрительских мест. Арочная структура обеспечила легкость конструкции. Применение материалов различной плотности (камня для нижних ярусов, цемента и глиняного кирпича для верхних) позволило достичь нужного баланса массы и прочности верхних и нижних частей сооружения, чтоб оно не рухнуло под собственной тяжестью.

Проходы к трибунам были разбросаны равномерно по всему периметру. 76 секторов обслуживались независимыми входами. Подземный вход под трибунами для императора и сенаторов – это аналог современной ложи. Все зрители могли рассесться по местам или покинуть арену в течение 15-25 минут.

 

 

Выход на помост через люк – прием, широко используемый в современных шоу и парках развлечений; обратите внимание на люки в тротуарах Диснейлендов: именно через них и осуществляется ротация усталых Микки Маусов.  

Использование унифицированных конструкций арок и перекрытий арены позволило привлечь огромное количество неквалифицированного труда. По некоторым данным, арену строили до ста тысяч пленных, привезенных после подавления восстания в Иудее.

К сожалению мы не знаем, кто был главным архитектором проекта, кто был главным инженером. История не сохранила бренд-бук генерального подрядчика (с таким-то портфолио!).

Но мы знаем, что уже в те времена этажные планы чертились в масштабе, что изготовление точных трехмерных моделей в масштабе было широко распространено, что все инженерные концепции прорабатывались заранее, что ресурсы планировались, что логистика планировалась, что  расчет фундамента (глубиной 12-13 метров) оказался верен, что арки всех уровней амфитеатра простояли почти две тысячи лет, а частично разрушены оказались лишь потому, что сооружение в средние века было каннибализировано и использовано как источник стройматериалов. 

Ежегодно Колизей посещают около 4 миллионов туристов. По 11 тысяч в день, если без выходных. И это безо всяких представлений! Колизей – сам себе представление. Хорошие были ГИПы, ГАПы и генподрядчики у Флавиев – Веспасиана и сына его, Титуса.

 

 

Хотелось бы думать, что и древние, и современные представления о многофункциональных аренах были сформированы идеологами спорта и шоу-бизнеса. Но жизнь показала, что это прорывные архитектурные идеи проложили дорогу и новым представлениям о зрелищах, и новым представлениям о спорте.  

 

Глава 3. Wembley Park: три арены и три башни. 

В этой точке пространства темы башни и арены начинают сплетаться мистическим образом, и в центр сюжета помещается неизвестный нашей публике сэр Эдвард Ваткин. Политик и предприниматель, председатель девяти железнодорожных компаний, первый председатель Лондонского метрополитена, в 1880 году он выступил с инициативой объединения сетей железных дорог Франции и Британии, для чего предложил построить железнодорожный туннель под проливом Ла-Манш.

К слову сказать, генеральным подрядчиком вызвался быть Александр Лаваллей, французский контрактор строительства Суэцкого канала. Была основана «Англо-Французская подводная железнодорожная компания»  (Anglo-French Submarine Railway Company), которая в 1881 году смогла пробурить два пробных подводных тоннеля диаметром около 2 м, отойдя от британского и французского берегов примерно на полтора километра под морем. Оба тоннеля были обнаружены сто лет спустя в ходе строительства  Eurotunnel. Британская пресса тех лет подняла шум, назвав проект угрозой национальной безопасности, и дело кончилось в 1882 году. 

Но вернемся на Уэмбли.  Сэр Ваткин был немало вдохновлен проектом башни Гюстава Эйфеля и решил соорудить нечто превосходящее ее в Лондоне.  Первое приглашение, разумеется, улетело в Париж, но Эйфель его вежливо отверг: башня на Марсовом поле только открылась, и лишать Париж такого «эксклюзива» парижанин не хотел.

В 1890 году был объявлен конкурс, и победу одержало архитектурное бюро Stewart, McLaren and Dunn of London с проектом башни высотой 366 м  (почти на 50 м выше Эйфелевой).  На башне предполагалось разместить отель, турецкую баню, сады, рестораны и театр.

Была учреждена генподрядная компания ITCC (International Tower Construction Company), и в 1893 году строительство началось. Башню решили назвать Wembley Tower. По немыслимому совпадению возглавляемый Ваткиным Лондонский метрополитен (вернее, линия Metropolitain) была продлена, и в том же 1893 году была открыта станция Wembley Park, действующая и теперь.

 

Уэмбли (5)

Metropolitain Railway №12

 

В первом же анонсе новой станции было указано, что время в пути от Baker Street до Wembley Park составляет 12 минут.  Для справки сообщим, что это был логистический прорыв: линия была построена в четырехпутном исполнении, и поезда-экспрессы могли проскакивать промежуточные станции без остановки.  Этот путь и сегодня, 125 лет спустя, занимает 12 минут. Расстояние – порядка 11 км.  Это как если бы поездка от «Крещатика» до «Житомирской» (те же 11 км) занимала бы 12 минут, а не хорошо знакомые нам 25.

Организовав платный публичный доступ в парк Уэмбли и подведя туда линию скоростного метро, сэр Ваткин был счастлив: парк привлекал тысячи посетителей, метро привлекало тысячи пассажиров, башня строилась и достигла высоты около 50 метров. Парижане должны были дрожать от досады. Но было одно «но».

Архитекторы предложили башню на восьми опорах, а Ваткин, чтобы снизить стоимость и быть ближе к парижскому оригиналу, постановил сократить число опор до четырех.  Недопустимость такого технического решения сказалась уже на ранней стадии строительства: строящаяся башня начала проседать, и стройку остановили. Ваткин ушел в отставку «по болезни».  

Средств на исправление ошибки и достройку башни не было, и генподрядчик заявил о добровольной ликвидации бизнеса в 1899 году. Однако сам проект по развитию Wembley Park оказался фантастически успешен именно благодаря скоростному метро. Парк развлечений, поля для гольфа, спортивные клубы и дорогостоящее жилье, свежий воздух – и все это в 12 минутах от Baker Street.

Осевший обрубок Wembley Tower простоял надо всем этим великолепием до 1904 года, после чего серией направленных взрывов был разрушен. Остатки конструкции покинули площадку в 1907 году. Сама площадка была использована как каток зимой и поле для гольфа летом. Интересно, что и земля, и весь проект, включая эксклюзивное жилье,  находились в собственности и в управлении дирекции линии Metropolitain Лондонской подземки до завершения Первой мировой войны.

После войны правительство выступило с инициативой проведения Выставки Британской империи и футбольного чемпионата в 1924 году. Для проведения спортивных игр было решено построить стадион немыслимых по тем временам размеров – на 125 тыс. зрителей. 

Выбор площадки был недолгим: спортивные клубы, роскошное жилье, наличие свободных земель и великолепное транспортное сообщение быстро подсказали ответ: Wembley Park. Сделка была заключена: все свободные участки земли (поля для гольфа и площадка Wembley Tower) были отданы под выставку, стадион и гигантский крытый плавательный бассейн, названный Wembley Arena.

 

Уэмбли (1923 год)

Уэмбли (35)

Уэмбли (1923 год)

 

Генеральным проектировщиком и генеральным подрядчиком нового стадиона стал баронет сэр Роберт МакАлпин. Главными архитекторами проекта были сэр Джон Симпсон и Максвелл Аэртон. Главным инженером проекта был известный архитектор сэр Оувен Виллиамс, впоследствии построивший первые ангары для реактивных самолетов в Хитроу

Дела у компании McAlpin шли хорошо, и в 1923 году 28 апреля, за год до начала Выставки Империи, король Георг V открыл стадион со знаменитыми башнями-близнецами, ставший домом сборной Англии по футболу и главной спортивной и концертной ареной ХХ века. 

Финал футбольного Кубка 1923 года (Bolton Wanderers vs West Ham United) на новом Wembley посетили 126 047 зрителей. Рекорд Колизея пал с грохотом.

 

Глава 4. Чисто английское самоубийство. 

Землевладельцем, выкупившим Wembley Park у Metropolitain Railway, был известнейший спекулянт Джеймс Вайт. Парень из рабочей семьи сделал первые деньги как промоутер боксерских поединков. Затем он вошел в сделки с недвижимостью, а затем приобрел ипподром и театр.

Если с боксом и недвижимостью дела шли хорошо, то бега и спектакли подорвали его благополучие, и в 1927 году Вайт подошел к банкротству. Вся его недвижимость была описана, и стадион-гигант был объявлен «финансово нежизнеспособным». Над стадионом нависла угроза сноса, так как единственной ликвидной ценностью сооружения был земельный участок под ним.

В это же время другой предприниматель Артур Элвин (впоследствии, разумеется, сэр), купивший на время выставки концессию на торговлю табаком и сигаретами и неплохо на этом заработавший,  занимался по контракту с Вайтом разборкой отслуживших выставочных павильонов на территории Wembley Park. Часть павильонов были проданы на металлолом, но некоторые были проданы как здания. Например, павильон Новой Зеландии на новом месте был превращен в бальный зал.  

 

Уэмбли (46)

 

Видя стадион, который можно купить за бесценок, Элвин обратился к отчаянно нуждавшемуся Вайту и получил согласие на сделку.  За стадион, постройка которого обошлась в 750 тыс фунтов (не считая стоимости земли), Элвин предложил Вайту 127 тыс, включая задаток  в 12 тыс с выплатой остатка плюс интереса по действовавшей тогда процентной ставке в течение 10 лет.  В сегодняшнем масштабе цен тогдашние тысячи были бы миллионами.

Вайт взял у Элвина 12 тысяч, но они не спасали его дел, и 29 июня 1927 года собственник стадиона покончил жизнь самоубийством, оставив записку коронеру: «Старик, волноваться не о чем. Я отравился цианистым калием. Копать глубже ни к чему. Джимми». 

Смерть Вайта не только дала название данной статье, но и запутала ситуацию окончательно: сделка не была закрыта, стадион находился под угрозой ликвидации, и организаторы Имперской выставки были вынуждены учредить траст Wembley Company, ставший новым собственником стадиона.  12 тысяч фунтов были чудовищной по тем временам суммой, и потеря этих денег могла обанкротить теперь уже Элвина.

Для закрытия сделки у Элвина были две недели.  Wembley Company согласились учесть выплаченные Вайту 12 тыс как задаток. Далее Элвину требовалось совершить немыслимое: найти в течение двух недель 115 тыс фунтов или нового инвестора.

При наличии жизнеспособной идеи, позволяющей финансировать стадион, председатель Wembley Company сэр Джеймс Стивенсон обещал найти способ вернуться к начальному условию сделки, заключенной Элвином с Вайтом: десятилетней выплате стоимости стадиона. Слово джентльмена.  

Элвину предстоял экстремальный финансово-мозговой штурм. Оставшись без денег, но с крупнейшим в мире стадионом на руках, он решил не сдаваться.  Ответ пришел с другого берега Атлантики. Собачьи бега и тотализатор. На тот момент в Британии существовали только два трека, один из которых – на лондонском стадионе White City.

Обратившись к проектировщикам Wembley с вопросом о возможности использования арены в качестве трека, Элвин получил положительный ответ, и тогда сэр Стивенсон дал делу «зеленый свет». Была учреждена Wembley Stadium and Greyhound Racecourse Company Ltd (Общество с ограниченной ответственностью «Компания стадиона Уэмбли и ипподрома для гонок борзых собак»).

Элвин был спасен от разорения (и, наверное, от гибели), он получил в новой компании мажоритарную долю и пост председателя. Ему фактически «вернули» заемные 115 тысяч фунтов и даровали условия первоначальной сделки – 115 тыс фунтов  с выплатой в течение 10 лет. Слово джентльмена сэр Джеймс Стивенсон сдержал. Кроме того, по инициативе Элвина стадион навсегда был закреплен за футбольной сборной Англии как тренировочная база и домашний стадион.

 

Глава 5. Как на стадионе появились телевидение, крыша, лед, вода и музыка. 

Собачьи бега оставались основным источником дохода арены вплоть до 1960-х годов. Средняя посещаемость мероприятия составляла 50 000 зрителей. Собрать столько зрителей каждую неделю футбол в те времена не мог. 

Но Элвин смотрел глубже и видел дальше. В 1929 году открылся один из известнейших лондонских отелей – Grosvenor House (теперь JW Marriott).

 

Уэмбли (12)

 

Гигантские бальные залы отеля привлекали огромное количество мероприятий, а в крытом дворе был оборудован искусственный каток, на котором в 1932 году решили провести хоккейный матч Англия-Канада. Успех мероприятия был ошеломляющий.

Элвин, финансовые возможности которого теперь практически не ограничивались ничем, обратился к сэру Оувену Виллиамсу с предложением спроектировать  многофункциональную крытую арену с катком и плавательным бассейном.

За сэром Оувеном дело не стало.  Он разработал структуру без промежуточных колонн, использовав появившийся тогда высокопрочный бетон. Архитекторов сэр Оувен решил не приглашать. Также дело не стало и за генподрядчиком – сэром Ричардом МакАлпиным. Проектирование нового спорткомплекса началось в ноябре 1933 года, а открытие состоялось 25 июля 1934 года.  Бассейн и каток со стационарными трибунами на 4500 мест и дополнительными на 12500 мест – такого в Киеве нет и сегодня. Этот комплекс существует и теперь под именем Wembley Arena (не путать с Wembley Stadium).

Летом 1934 года бассейн принимал соревнования по плаванию Игр Британской империи, а в октябре на арене состоялся первый хоккейный матч. Для подогрева интереса к этой странной для британцев игре Элвин учредил две хоккейные команды: Wembley Lions и Wembley Canadians, желая позлить хозяев Grosvenor House, учредивших на своем катке команду Grosvenor Canadians. Игры на новой арене происходили дважды в неделю, и за один только сезон 1936 года на игры были проданы 350 тыс билетов.

 

Уэмбли (32)

 

По сути Элвин заложил основы современного профессионального спорта: площадка, связанная с ней команда и продажа билетов на стационарные комфортные кресла. Впервые спорт был представлен публике не как хобби, а как платное развлечение, а спортсмены стали получать гонорары как спортсмены.

По инициативе Элвина Wembley Stadium и Wembley Arena были бесплатно предоставлены для проведения Олимпийских игр 1948 года. Когда Олимпийский комитет принял это предложение, королем Георгом VI Элвину был пожалован рыцарский титул и звание сэра.

Сэр Артур Элвин, сын полицейского из Норвича, в 14 лет бросил школу, торговал мылом, пилот ВВС в 17 лет, сбит над Францией, провел 2 года в германском плену, неудачно бежал. Вернулся из Франции в 1924 году, устроился работать продавцом сигарет на Выставке Британской империи, купил концессию на собственный табачный ларек, после чего решил подзаработать на демонтаже… Собственник стадиона Wembley, родоначальник многофункциональных спортивных арен и профессионального спорта.

9 апреля 1938 года впервые в истории состоялся телевизионный показ «международного» футбольного матча Англия-Шотландия. Запись матча на Wembley вела недавно созданная BBC.

Рекорд по количеству проданных билетов на Wembley принадлежит Майклу Джексону: его концерты собрали 1,1 млн зрителей. Больше него не собирал никто.  Рекорд по количеству забитых голов принадлежит Бобби Чарльтону: 49 голов в 106 матчах за сборную.  Больше него забил только Уэйн Руни. Но уже на новом Wembley, без башен-близнецов.

Wembley для миллиардов зрителей и телезрителей ассоциируется с колоссальной коллекцией имен из миров спорта и музыки. Здесь провели свои главные игры и главные концерты Пеле и Франц Беккенбауэр, Пол МакКартни и Мик Джагер, Константин Бесков и Диего Марадона, U2 и Depeche Mode, Джордж Бест и Мишель Платини, Queen и Pink Floyd, Бобби Чарльтон и Лев Яшин, Bjork и INXS, Лотар Маттеус и Эрик Кантона, Джордж Майкл и Билли Джоэл, Зинедин Зидан и Бобби Мур, Майкл Джексон и Том Джонс,  Йоган Кройф и Андрей Шевченко, Madonna и Oasis,  Габриэль Батистута и Христо Стоичков, Дэвид Боуи и Тина Тернер,  Жан-Пьер Папен и Роберто Баджио, Элтон Джон и Эрик Клэптон. Поляна Wembley – это и есть самая большая в мире аллея «звезд». 

 

Глава 6. Multiplex, генподряд и Миллениум.  

Приближение Миллениума принесло перемены: Футбольная ассоциации Англии, мэрия Лондона и Министерство спорта Великобритании вступили в сложные переговоры о судьбе старого стадиона.

За 75 лет стадион пережил множество реконструкций: новые крыши, новые кресла на трибунах, новые табло, новые системы освещения, звука… Все это служило хорошо, но не выдерживало конкуренции с новыми спортивными аренами континентальной Европы и лишало город шансов заполучить олимпийские игры. Была сформирована комиссия под руководством сэра Родни Уокера. Вывод комиссии был однозначный: строить новый стадион. Старую «легенду» снести…

Деньги намечалось потратить серьезные: если за старый Wembley генподрядчик Robert McAlpin получил 750 тыс фунтов, то новый Уэмбли оценили в 750 млн фунтов, что несколько больше. Футбольная ассоциация собрала 130 млн. Остальное добавили правительство и компания Wembley Stadium Limited сэра Артура Элвина.

Выбор генерального проектировщика устроил всех: за новую арену взялся сэр Норман Фостер совместно с планировщиками арен Populous. А вот выбор генерального подрядчика удивил многих: строить главную арену Великобритании подрядилась компания Multiplex.  Родом из Австралии. Былые заслуги сэра Роберта МакАлпина учтены не были: компания не попала в проект.

После всех задержек в 2002 году был начат демонтаж старой арены; в декабре были снесены башни-близнецы. 

Задача австралийцев была – за гранью возможного. По мнению Нормана Фостера, главной несущей конструкцией сдвижной крыши должна была стать свободно стоящая арка диаметром 315 метров, высотой 133 м и установленная под наклоном 22 градуса, несущая всю массу южной части крыши и 60% северной. Все бы ничего, но никто в мире ничего подобного не делал.

90000 зрителей, накрытых сдвижной крышей, тоже были внове для нашей планеты. Стеклянный, особой формы периметр трибун стадиона, необходимый для выравнивания времени возврата эха, тоже оказался небывалым по масштабам акустическим экспериментом.

Сказать, что австралийцам было трудно, – не сказать ничего. Первым сюрпризом была невозможность устройства игрового поля: его предполагалось сделать на 4 метра глубже старого. Но тут откуда ни возьмись все подземное пространство оказалось забетонировано никуда не девшимися остатками башни Ваткина. Пришлось удалять кубометры бетонной массы. 

Вторым сюрпризом было поведение компании Cleveland Bridge and Engineering, подрядчика по сооружению и установке той самой трехсотметровой арки. Подрядчик внезапно вышел из проекта, что привело к полной перезагрузке процесса. Замена британского подрядчика нидерландской Hollandia позволила решить «арочный» вопрос, но ценой огромного времени и незапланированных финансов. Во времена Веспасиана такие вопросы решались проще.

Далее, в марте 2006 года, произошел инцидент с провалом  балки, несущей часть сдвижной крыши, на полметра вниз. Со стройки были немедленно эвакуированы более 3000 рабочих. Три дня спустя было обнаружено странное поведение дренажных труб под игровым полем: до сих пор остается загадкой, что произошло. Ходят слухи, что подрядчик, с которым не расплатились, заполнил трубы бетоном. Все это вело к новым и новым задержкам.

Стадион, открытие которого изначально планировалось в 2003 году (старый стадион должны были снести в 2000), не был готов и в 2007. С поправкой на то, что демонтаж начался с опозданием на 2 года.

Не дожидаясь окончания стройки, генеральный подрядчик начал судебные иски. Крупнейший в истории британской строительной индустрии иск был подан против консультанта по инженерной инфраструктуре – Mott McDonald. Сумма иска составила фантастические 253 миллиона фунтов, которые  должны были частично «лечь» и на архитектурное бюро Нормана Фостера.

Генеральный подрядчик запросил доступ к полному пакету рабочей документации генерального проектировщика с ответами на вопросы и аналитическими записками. Архитекторы за доступ к документации и анализ запросов генподрядчика запросили 5 миллионов фунтов.  Судебные издержки генподрядчика в суде первой инстанции составили порядка 76 миллионов фунтов (включая 1 млн только за копирование документов).  

На месте Multiplex любой генподрядчик побоялся бы дискутировать с сэром Норманом в суде, но австралийские парни проявили храбрость и полностью отстояли свои позиции как в диспуте с проектировщиками, так и отсудив 6 миллионов плюс покрытие издержек у «сбежавших» арочников.

Одержав серию судебных побед над субподрядчиками, генподрядчик столкнулся с еще одной стороной реальности: стоимость проекта достигла 1 миллиарда фунтов. Контракт был подписан на сумму 750 миллионов на условиях «твердой» цены. Делать было нечего: объект пришлось доделывать за собственный счет.

Последним ударом в спину было интервью Франца Беккенбауэра телеканалу ВВС. Беккенбауэр сообщил, что не видит смысла в сооружении нового стадиона, поскольку сборная Англии в нем якобы не нуждается. Ах, эти гунны…

Эффектный стадион открылся 19 мая 2007 года. На протяжении последующих двух лет Multiplex боролся с капризами покрытия газона: его заменяли 4 раза, пока в 2009 году не пришли к приемлемому решению.

 

Наконец планета получила еще одну арену, опередившую время. Стадион идеален для концертов и футбольных матчей. Значительно улучшена обзорность: даже зрители боковых секторов за воротами получают панораму поля без обструкции.

В архитектурном отношении стадион настолько замечателен, что туда водят экскурсии. 

Нет больше старого Уэмбли. Но есть дерзкий и экстремальный по духу и стилю стадион. Ушел Майкл Джексон, но пришли Coldplay и Adele. Ушел Чарльтон, но пришли Руни и Лампард. Ушел Фредди Меркюри, но пришли леди Гага и Робби Вильямс. 

 

Уэмбли (32)

Концерт группы Coldplay на стадионе Уэмбли

 

Нет больше и старых поездов метро с деревянными полами, уютными плюшевыми диванами и стучащими моторами, но пришли новые «космические» составы Bombardier S8. Единственное, что у первого стадиона мира осталось прежним, – это время в пути до Baker Street. Те же 12 минут по первой в мире линии метро, давшей название виду транспорта – Metropolitain и остающейся длиннейшей линией метро в мире с 1889 года (наряду со свежепродленной Линией 3 метро Гуанчжоу).

 

Бэйкер-стрит-Уэмбли

 

Хорошо когда в одном городе могут жить Джеймс Ваткин, Артур Элвин, Оувен Вильямс и Норман Фостер. Один строит скоростное метро в 1893 году, другой – многофункциональную крытую арену в 1934, третий в 1922 году проектирует стадион-гигант, способный принять концерт Майкла Джексона 70 лет спустя, а четвертый готов придумать арку, на которую можно подвесить моторизованную крышу, накрывающую 90 000 зрителей. 

Интересно жить в стране, где продавец сигарет и металлолома двадцативосьмилетний банкрот Артур Элвин может убедить лорда Стивенсона в том, что национальный футбол должен содержаться за счет собачьих бегов, а тот верит ему и держит слово джентльмена, фактически возвращая присвоенные авантюристом-самоубийцей деньги, не только спасая талантливого  человека, но и делая его собственником крупнейшего и в будущем главного стадиона планеты.  

Хорошо когда в этом же городе живет сэр Роберт МакАлпин, компания которого уже более ста лет проектирует и строит всю Британию («обиженные» при строительстве нового Wembley, Robert McAlpin получили пятью годами позже контракт на строительство Олимпийского стадиона в Docklands и отыграли свое). Хорошо когда для главной арены Британии не боятся звать генподрядчика из Австралии, а генподрядчик не боится спасти проект.  

Может, и в нашем обществе критическая масса компетентности хотя бы одного генподрядчика и хотя бы одного инвестора позволит построить если не Колизей и Уэмбли, то… В общем, будем надеяться и стараться.


Планируете строить башню, стадион или стадион с башнями? У нас найдутся решения, которые способны вас удивить.

Стоит также прочесть:

Шоппинг взамен войны. Как один универмаг изменил мир

Шоппинг взамен войны. Как один универмаг изменил мир. Автор – Евгений Каганович Время чтения –...

28 12 2020 / Posted by Евгений Каганович
Катастрофа на Лионском вокзале (179)
Катастрофа на Лионском вокзале, или Как поезда обгоняют самолёты.

Катастрофа на Лионском вокзале, Или как поезда обгоняют самолёты.   Время чтения – 40 минут  ...

15 06 2020 / Posted by Евгений Каганович
Airbus vs Boeing (101)
Евгений Каганович. Airbus против Boeing. Победитель приходит вторым.

Airbus против Boeing. Победитель приходит вторым.   Практически сиквел.  Время чтения – 20 минут   Глава 1....

26 01 2020 / Posted by Евгений Каганович
Tags
About The Author

Евгений Каганович

%d такие блоггеры, как: